Спасибо Анна Бахтиной, хозяйке этой душевной студии, за то, что выделила мне время. Знаю, у мамы в декрете, старший сын которой сдает ЕГЭ, а бизнес только начал развиваться, времени крайне мало.
А теперь ваш черед поразиться: хозяйка студии – юрист с 20-детним стажем! Руководитель юридических служб очень серьезных компаний. Юрист – ценитель искусства.
А может быть и не удивительно то, что, однажды посетив за компанию с коллегой художественную мастерскую, Анна влюбилась в рисовани? Ведь юриспруденция – хотя и строгая сфера – но благодатное поле для творческой самореализации. А возможно, это наследственное: мама Анны играла в студенческом театре и писала стихи. Семейные творческие гены проявились и в подрастающем поколении – сын пишет и читает рэп. И этому мы уже точно не удивляемся!
- Анна, расскажите, как к вам пришла идея? Почему именно художественная мастерская? Юриспруденция и живопись. они так далеки друг от друга.
АБ: Я в декрете, появилось свободное время, стала размышлять о дальнейшем развитии. А когда не знаешь, что делать, иди учиться. Это мой принцип. Никогда не подводит. И вот я получаю MBA в РАНХиГС. Много нового и интересного уже узнала из новой для себя сферы – менеджмента. Ну и увлечение рисованием никуда не ушло.
И вот на стыке всего родилась мысль организовать художественную мастерскую.
- И вы пошли по пути франчайзи. АртЛаб Школа – это франшиза.
АБ: Приобретение франшизы было абсолютно осознанным решением. Я сразу понимала, что именно так и поступлю. Мне нужно было хорошее решение, четко проработанное и оригинальное. Все это я увидела у проекта команды из Казани. Информацию о них я нашла в интернет. Увидела и буквально влюбилась. Было это в самом конце зимы. Идею я вынашивала 1,5 месяца и вот 27 апреля мы уже открыли студию.
- Стремительно, и звучит легко. А так ли все просто оказалось в жизни?
АБ: Мне думается, что, когда идея проработана и намерение ее реализации четкое, ресурсы притягиваются. Проект действительно развивался быстро. Когда решение было принято, я задалась целью найти помещение на первых этажах в центре города. Отсмотрела 7-8 объектов и вдруг увидела это помещение. Увидела и поняла, только тут и должна располагаться студия. Дала объявление о наборе сотрудников, получила 12 резюме и отобрала трое преподавателей, которые теперь ведут мастер-классы. Все они имеют специальное образование: художественное или архитектурное.
Сложности? Пожалуй, есть специфика. Ведь я не предприниматель. Управленческий опыт у меня есть, конечно. Я руководила коллективом, но привыкла к иному стилю управления. В малом бизнесе директивный стиль не работает. Здесь куда важнее создать атмосферу, в которой сотрудники могут полностью раскрыть свой потенциал. Такая у меня задача. Моя роль в проекте - менеджер.
- Вы говорили, что ваш муж предприниматель. Он участвует в проекте?
АБ: Студия — это полностью мой проект. Муж, конечно, дает советы, он безусловно опытнее, всю жизнь в бизнесе. Но решения за мной.
- Для меня очень любопытен именно аспект отношений франчайзинга. Сложно вам как юристу работать в этой форме (ведь и понятия франчайзинга в законодательстве у нас нет)
АБ: Это мы быстро прояснили. Я думаю, по моим вопросам продавцы франшизы все поняли сразу. А что касается деталей: мебели, вывесок, оформления – да, это условия франшизы. И они очень уместны, они мне нравятся. Однако некоторые детали я добавила сама. Студия – это моя душа. Я ей просто живу. Очень переживаю, что самой не хватает времени сесть за мольберт.
Франшиза меня совсем не тяготит. Наоборот, имя «Арт Лаб Школа» работает на меня. Некоторые посетители знают его, кто-то посещал их онлайн уроки. А среди франчайзи налажен хороший контакт, на все вопросы я могу получить быстрый и исчерпывающий ответ.
Единственной проблемой пока является логистика доставки расходных материалов. В Хабаровске их нет или чрезвычайно мало. Поэтому отдельные расходные материалы для творчества я заказываю в Казани, Москве.
- А что с цифрами? Если не секрет, конечно. В пакеты франшизы всегда входит бизнес-план. Попадаете в плановые цифры?
АБ: есть отличия. И он объяснимы. Расходники у нас подороже обходятся, ведь почти все они привозные, а логистика на Дальнем Востоке дорогая. А вот доходы у нашего населения чуть выше. В результате финансовый результат, который обещан, получаю. Но все же я пока делаю первые шаги. Будем анализировать.
- А не страшно ли было заходить в эту нишу, ведь конкуренция есть.
АБ: конечно, ситуацию с конкурентами я мониторю постоянно. И я четко знаю, чем мы отличаемся. У нас небольшие группы (не более 8-10 человек), качественные материалы, комфорт, приятная обстановка и лёгкость подачи. Это наше кредо: ненавязчиво, легко. Ведь люди в нам приходят и отдохнуть. Рисование - терапия своего рода. Поэтому людям тут должно быть уютно. Индивидуальный подход – обязательно, если участник не укладывается в отведенное на мастер-класс время, никогда его не будут торопить и подгонять. Если закончились расходные материалы, дадим еще.
Вы знаете, какое удовольствие наблюдать за процессом! Это просто удивительно. Ведь люди в свои картины переносят свою индивидуальность. И всегда, всегда картина и ее автор абсолютно органичны. При том что тема мастер-класса общая, все картины получаются разные. И все прекрасны.
Сейчас я нанимаю администратора и понимаю, что реже буду приходить в студию, и мне будет точно не хватать наблюдения за процессом рождения шедевров. Но моя задача – управление.
- Анна, по традиции я прошу дать совет начинающим предпринимателям.
АБ: Дам тот же совет, который сама получила на старте от своих друзей: обдумайте все и начинайте, и не тяните очень долго, а то передумаете. И будете жалеть о том, что не попробовали. Ну и мой любимый рецепт: не знаете, что предпринять, идите учиться!
Мы и не заметили, как с темы о бизнесе перескочили на любимую тему «дети», отведенное время пронеслось незаметно.